6.2. Суждения диалектической логики в динамике

Л.Г. Крейдик

Мы рассмотрели на языке диалектики статическую картину объективной реальности. Перейдем теперь к анализу макроперемещения некоторой материальной точки Т, положение которой в любой пространственной точке P характеризуется радиус-вектором , определяющим ее траекторию L.

Точка T, двигаясь по траектории L, одновременно находится (принадлежит, входит в точку P) и не находится (не принадлежит, выходит из точки P) в каждый момент времени в некоторой точке P.

На языке диалектической логики движение точки T определяется просто и естественно на основании закона утверждения-отрицания Da-Net:

. (6.13)

или

, (6.13а)

где - вхождение точки T в точку траектории P и - выход точки T из точки траектории P в любой момент времени.

Это суждение необходимо дополнить диалектическим бинарным суждением относительно самой векторной функции и времени t:

, . (6.14)

Обозначим движение символом D, первые составляющие антиномий символом A, вторые составляющие символом (А) с соответствующими индексами:

, , ,

, ,

тогда все три суждения примут вид:

, , . (6.15)

Очевидно, их можно представить одной диалектической формулой

. (6.15a)

При этом A означает равенство, а - неравенство чего-то в широком смысле слова. Так как равенство A переменное, оно удовлетворяет также квалитативной формуле движения. Обозначая переменное равенство символом R, имеем

. (6.16)

Поскольку нахождение A и не нахождение есть две стороны одного и того же движения, они сами равны и неравны в одно и тоже время в одном и том же отношении:

. (6.17)

Для формальной логики движение невозможно, что выражается у нее пустыми множествами:

, , , (6.18)

т.е. согласно формальной логике движения нет и быть не может в соответствии с ее "законами правильного мышления", законами "непротиворечия" и "исключенного третьего".

У метафизики есть только два суждения: либо имеет место равенство , или неравенство . Причем согласно "законов правильного мышления"

. (6.19)

Радиус-вектор как векторная функция, принимает переменные квантитативные (количественные) значения и одновременно ее логическая структура неизменна, т.е. квалитативно (качественно) постоянна, ибо , поэтому имеем

, (6.20)

где индексы k и q соответственно обозначают качественную и количественную стороны сравнения, которые неразделимы.

7. Логика русского языка

7.1. Логическая структура грамматики и синтаксиса русского языка

В русском языке, языке высокого уровня, все многообразие лексем распадается на части речи или грамматические фактор-множества, элементами которых являются слова, равные по определенному функциональному признаку. Четкое разграничение таких подмножеств невозможно - они всегда несколько размыты.

Грамматические фактор-множества выражают определенные стороны природы или ее объективные фактор-множества, т.е. грамматические фактор-множества представляют собой образы фактор-множеств оригиналов.

Фактор множества грамматического уровня любого языка высокого уровня формируются под воздействием окружающей среды и Вселенной.

Опираясь на латинский язык, рассмотрим множества оригиналов и образов.

Природа, как комплекс объективного базиса-надстройки (base-adbase или base-superstructura), индуцирует в сознании человека триаду базиса: содержание (continens), форму (forma), и процесс (processus), и триаду надстройки: обобщенное имя объекта мысли (commune nomen), абстрактное количество (abstractum quantitas) и качество относительно общего характера (generale qualitas) (рис.10) .

На грамматическом уровне объективные базис и надстройка формируют грамматическую субъективную структуру базиса-надстройки (рис.11).

На уровне надстройки общие имена образуют фактор-множество pronomen (местоимение), абстрактное количество - фактор-множество numerale (числительное) и качество надстройки - фактор-множество adverbium (наречие).

Рис.10. Граф базиса-надстройки.

На уровне базиса материальную форму представляет фактор-множество nomen adjectivum (имя прилагательное), идеальную форму - характеристическое множество participium (причастие).

Содержание символизирует фактор-множество nomen substantivum (имя существительное).

Процесс действия описывает фактор-множество verbum (глагол) и распадается на два подмножества: глагол действия (actio) и глагол состояния (statio).

Глагол подмножества activum verbum (подмножество действия) называют также transitivum verbum (переходным глаголом).

Глагол подмножества stativum verbum (подмножество состояния) называют еще intransitivum verbum (непереходным глаголом).

Процесс состояния также описывают характеристические множества: gerundio ((от)глагольное наречие, герундио), gerundium ((от)глагольное имя существительное, герундий) и gerundivum ((от)глагольное имя прилагательное, герундив).

Характеристические множества противоречивы: они занимают промежуточное положение между глаголами и соответствующими частями речи, поэтому обладают одновременно признаками глагола и соответствующей части речи.

Множество gerundio есть в русском (и во всех славянских языках), испанском, хинди и в других языках народов Индии. Это множество отсутствует в английском, французском и немецком языках, но у этих языков есть герундий, которого нет в указанных выше языках.

Если в некотором языке то или иное множество или подмножество явно отсутствует, т.е. не имеет синтетической формы, оно выражаться неявно в аналитической форме. Так в немецком, французском и английском языках gerundio не имеет синтетической формы и выражается аналитически, а в русском языке gerundio (деепричастие) имеет синтетическую форму и описывается синтетически, а герундий выражается аналитически.

В русском языке participium носит название "причастие". Это неудачное имя, ибо не выражает существо данного понятия, к тому же это слово с определенным смыслом отражает духовную жизнь православия.

Рarticipium имеет черты глагола и прилагательного, поэтому его следовало бы назвать "деятельным прилагательным" или кратко "деяприлагательным". Такое имя указывает связь данного понятия с глаголом и прилагательным и отражает функциональное существо этой грамматической структуры. То же можно сказать и о герундио, который носит название "деепричастие", тогда как, по существу, это "деенаречие".

Слово должно не только называть понятие, т.е. представлять ее форму, но и отражать логическое содержание. Слово, называя понятие и выражая его содержание, является более предпочтительным. Если же форма и содержание не согласуются между собой - это не корректное имя.

Рис.11. Морфологический граф базиса-надстройки грамматического уровня.

Базис и надстройка как морфологический уровень языка имеет свою надстройку - синтаксический уровень (рис.12).

 

Рис.12. Синтаксический граф грамматического уровня.

У синтаксического уровня как комплексной надстройки есть свой базис: множество субъектного содержания - subjectum (подлежащее), множество объектного содержания - objectum (дополнение), множество формы - attributum (определение), множество движения и состояния - praedicatum (сказуемое).

Надстройку синтаксического уровня представляет circumstantia (обстоятельство), которое распадается на ряд подмножеств со своими функциями подобно наречию.

Глаголы действия и состояния в предложении выражают определенные самоотношения субъекта, объекта, окружающей среды (ambitus) и отношения между ними. Главная особенность этих отношений и самоотношений - определенная направленность, которая выражается как с помощью синтетических форм глагола, так и аналитически.

Множество глагольных форм направленности процесса назовем тенденцией (tendencia). В большей или меньшей мере множество tendencia представлено в современных языках различными формами залога. К множеству тенденция следует отнести и глаголы нулевой направленности, ибо без них множество будет неполным.

В таком случае форма глагола инфинитив (infinitivum), обозначающая действие или состояние как таковое, будет принадлежать нулевой направленности.

В русском языке имя "залог" образовалось от греческого имени diathesis. Это многозначное слово означает "расположение, размещение, характер ", а также "вложение средств, денег". У греческих мыслителей слово diathesis употреблялось, естественно, в смысле "расположение, характер" глагола. К сожалению, в русскую грамматику слово diathesis вошло с неверным переводом "вложение средств, денег", и получило название "залог". Это имя необходимо изменить на имя соответствующее понятию "характер, тенденция". Вещи нужно называть своими именами.

В греческом, английском, французском, немецком, испанском, итальянском языках имя залога означает "слово, выражение, мнение, суждение", что приближается к его сущности.

Множество тенденция распадается на восемь подмножеств-тенденций:

1) прямая тенденция отражает действие, направленное от субъекта к объекту (genus activum, действительный "залог", или действительная тенденция, или действительный характер);

2) обратная тенденция описывает действие, направленное от объекта к субъекту (genus passivum, страдательный характер);

3) взаимная тенденция выражает взаимное действие между субъектом и объектом (genus mutuum, взаимный характер);

4) множественная тенденция характеризует множественную связь субъектов и объектов (genus plurativum, множественный характер);

5) собственная тенденция представляет собственное действие субъекта (genus proprium, собственный характер);

6) возвратная тенденция описывает возвратное действие субъекта (genus reflexum, возвратный характер);

7) тенденция состояния выражает состояние субъекта (genus stativum, характер состояния);

8) нулевая тенденция называет действие или состояние (genus nominativum, именной характер);

Множество тенденция является полным, т.е. это множество охватывает все глаголы, тогда как множество залога является лишь подмножеством множества тенденции.

Глаголы также отражают возможность, действительность и побуждение к действию или состоянию. Побуждение может быть личного, общественного и природного характера. Эти особенности бытия выражаются аналитически и синтетически с помощью таких характеристических множеств, как множество modus indicativus (изъявительное наклонение), множество modus conjuctivus (сослагательное наклонение) и множество modus imperativus (побудительное или повелительное наклонение).

Временные отношения выражаются аналитически и синтетически тремя группами глагольных форм прошедшего, настоящего и будущего времени. Каждое из этих времен синтетически или аналитически еще представлено в основном тремя временными типами длительности: продолженным, законченным или неопределенным временем.

Лексемы и лексы, как акустические информационные образования, противоречивые прерывно-непрерывные структуры. Прерывная сторона лексем представлена дискретными фонемами - согласными звуками, непрерывная - кретными фонемами - гласными звуками. Между дискретными и кретными фонемами располагаются противоречивые фонемы: дискретно-кретные (полусогласные или согласно-гласные) и кретно-дискретные (полугласные или гласно-согласные).

 

7.2. Диалектические оппозиты русского языка

7.2.1. Оппозиты как элементарные законы-суждения

Закон сравнения, как основополагающий закон познания, находит отражение в словарном составе языка.

Любое состояние и явление природы представляется характерными противоположностями, которые выражаются в форме элементарных или атомарных суждений.

Если противоположности-суждения совпадают по некоторым признакам, это фиксируется лексемами-тавтологами: прямое-прямое, кривое-кривое и т.д.

При наличии некоторого различия употребляются лексемы-синонимы.

Противоположные свойства выражаются лексемами-антонимами: прямое-кривое, простое-сложное и т.д.

Полярно противоположные свойства описываются лексемами-антилогами: материальное-идеальное, покой-движение, качество-количество и т.д.

Тавтологи, синонимы, антонимы и антилоги объединяем общим именем - оппозиты (< лат. oppositus противолежащий).

Слова, входящие в оппозиту, называем ее элементами, полуоппозитами (в частности, полутавтологами, полуантилогами и пр.).

В диалектике противоположные полуоппозиты называются также тезисом и антитезисом, и тогда оппозита есть синтез ее компонент, а составляющие полуоппозиты представляют результаты ее анализа.

Оппозиты – важнейшие логические части речи. Кроме них в языке много слов - омонимов, которые, будучи равными, выражают разные понятия (и равные не равны!).

Между полуоппозитами и оппозитами имеют место определенные отношения.

Оппозиты сходство-различие, материальное-идеальное, содержание-форма, количество-качество, покой-движение, прерывное-непрерывное, базис-надстойка, тезис-антитезис, общее-частное, анализ-синтез, дедукция-индукция, истина-ложь и т.д. и их комбинации - важнейшие логические оппозиты диалектической логики.

Логическая оппозита диалектической логики Da (тезис)-Net (антитезис) позволяет описывать противоречивые процессы природы. Составляющие данной оппозиты - это логические местоимения Da и Net, на основе которых мы получаем структурные формулы оппозит.

Важнейшие из них:

тавтологи Da-Da, Net-Net,

антонимы Da-Net и Net-Da,

антилоги Da-Net и Net-Da

- основа суждений диалектической логики.

Логические оппозиты

Da-Da, Da-Net, Net-Da и Net-Net

есть одновременно и основные законы диалектической логики:

законы утверждения-утверждения, утверждения-отрицания,

отрицания-утверждения и отрицания-отрицания.

При этом надо иметь в виду, если оппозиты описывают базис, диалектические законы Da-Da, Da-Net, Net-Da и Net-Net - логические законы базиса, если надстройку - они логические законы надстройки.

Когда исследуется базис B и надстройка N, необходимо оперировать логическим законом базиса-надстройки

B-B или B-N, (7.1)

где B есть система суждений Da-Da, Da-Net, Net-Da и Net-Net, связанная с базисом, а N=B - аналогичная система суждений, описывающая надстройку.

Надстройка в определенной мере возвышается над базисом, поэтому формулу взаимосвязи базиса-надстройки записываем также в степенной форме

BN. (7.1а)

В этом представлении глубокий смысл, ибо, как мы покажем ниже, базис и надстройка связаны степенными выражениями типа .

 

7.2.2. Элементарный логический синтаксис

Логический синтаксис в диалектике представляется описанием, высказыванием и суждением.

Система предложений, описывающая предмет мысли без достаточного выяснения его сущности, составляет описание предмета мысли.

Под высказыванием понимаем систему предложений, которая раскрывает в определенной мере сущность предмета мысли на основе представлений и понятий.

Описания и высказывания формируют суждения.

Диалектическое суждение - это такая форма мышления, в которой посредством утверждения Да, отрицания Нет, утверждения-утверждения Да-Да, утверждения-отрицания Да-Нет, отрицания-утверждения Нет-Да, отрицания-отрицания Нет-Нет и более сложных комбинаций Да и Нет описывается предмет мысли.

Обычно высказывания и суждения объединяются в единый комплекс высказывание-суждение, который образует рассуждение. Описания, высказывания, суждения и рассуждения объединяем общим именем - размышления.

Размышления относятся к уровню знания, ниже которого лежит уровень незнания. На границе этих уровней протекают интуитивные процессы сознания и мышления, индуцируемые опытом, окружающей природой и Вселенной. Логика, индуцируемая опытом, подвластна человеку. Интуиция, индуцируемая окружающей природой и Вселенной, протекает на подсознательном уровне; она не подвластна человеку и без нее глубинное познание Мира невозможно. Интуиция рождает свои интуитивные представления, понятия, высказывания, суждения и рассуждения.

Все понятия в науке в первом приближении распадаются на два широких класса: неопределяемые и определяемые понятия. Дать определение понятия - это, значит, раскрыть его содержание и форму в словесном виде. Такое определение есть качественное или квалитативное. За квалитативным определением должно следовать количественное или квантитативное определение, выражаемое определенной мерой.

На самом деле, все понятия носят противоречивый характер в смысле их определений, поскольку определения всегда опираются непосредственно или косвенно на неопределяемые понятия, т.е. понятия являются определяемо-неопределяемыми понятиями.

Комплекс логических способов мышления на основании суждений, осуществляющих переход с одного уровня знания-посылки на новый уровень знания-заключения или вывода, составляет умозаключение F, представляющее собой функциональную связь между посылкой P и заключением Z:

. (7.2)

Функциональную связь можно представить в виде символического произведения, в котором функция F - оператор умозаключения:

. (7.2а)

В общем случае умозаключение F - это квалитативно-квантитативный алгоритм, который пишется с помощью таких языков как логический (язык квалитативных выражений), аналитический (язык математики), алгоритмический (язык логико-математического комплекса, программы, обычно реализуемый в электронном компьютерном пространстве), символический или абстрактный (язык сокращений-символов, кратко представляющий определенные объекты мысли), образный (научно-художественный язык, дающий упрощенный образ-схему объекта мысли) и узкопрофессиональный.

Равенство (7.2а) равносильно логической дроби, которую представляют также в форме импликации (< лат. implicito тесно связываю), представляющей отношение вывода типа "если P, то Z":

Z / P = F или P Z. (7.3)

Если обратную связь между посылкой и выводом обозначить так:

P = G(Z) или P = G·Z, (7.4)

тогда можно говорить об обратной логической дроби:

P / Z = G, (7.4а)

или

P / Z = “из P следует Z, и это умозаключение выражает G ” (7.4b)

Простейшая логическая дробь (7.4а) описывает в символьной форме непосредственное умозаключение, в котором вывод Z делается из одной посылки P. Обычно дробь представляется горизонтальной чертой, выражающей логическое “следовательно”, и часто еще повторяемое ниже черты дроби:

. (7.4с)

В науке прямая связь между посылкой и выводом (и обратная связь G) представляется умозаключением в форме квалитативно-квантитативного алгоритма <F >, который включает в себя на уровне компьютерных технологий операторы сравнения и операторы вычислений:

Z/P =< F>. (7.5)

Данная взаимосвязь между посылкой и выводом еще не дает полной информации об умозаключении, так как умозаключение есть материально-идеальный текст-алгоритм вида

= u+ it, (7.6)

и его идеальная компонента явно не представляется.

Логические дроби и все программы строятся в основном по умолчанию на основе диалектического закона утверждения-отрицания, т.е. закона Da-Net.

Например, любая страница информации в Интернете описывается языком разметки гипертекста, или HTML (сокращение от английского HyperText Markup Language).

Его флаги разметки (< анг. markup tags ), или "тэги", или дескрипторы (< анг. description описание), или описатели, идут парами Da-Net, причем начало и конец дескриптора отмечается символами "<" и " >", где Da = "<" и Net = ">".

С помощью даннных символов оформляется информация о документе на основании закона утверждения-отрицания Da-Net, при этом символическое выражение Da = < N >, где N - некоторый символ, или слово-символ, обозначает начала некоторой информации, а выражаение Net =</N> – конец информации.

Например, логические "тэги" Da-Net с конкретным значением <HTML>-</HTML> отмечают начало и конец документа, тэги <HEAD>-</HEAD> область начала и конца заголовка, тэги <TITLE>-</TITLE > начало и конец названия страницы, тэги <BODY>-</BODY> - начало и конец тела программы, гиперссылки отмечаются тэгами <A>-</A> и т.д. и т.п.

Есть тэги непарные; например, тэг перехода на новую строку <br>, выражающий определенную связь предыдущей (Da) и последующей (Net) строк. Так что, и здесь, строго говоря, действует его величество закон Da-Net.

Во все тексты программ, за исключением простейших, входит закон сравнения в форме операторного выражения типа IF < условия сравнения > then < результат сравнения>. Если убрать оператор сравнения со скрытой структурой Da-Net и ему эквивалентные операторы с фундаментальным законом диалектики "и неравные равны", то компьютеры превратятся в электронные арифмометры, а Интернет придется закрыть, как не соответствующий "правильным законам мышления" формальной логики и "великим установкам" Поппера.

Так что настало время признать наукой, что компьютерная революция строится интуитивно на основе законов диалектики, которые рассмотрены в данной статье. И не пора ли перейти к ее явному применению, что будет иметь огромное практическое значение.

Одним словом, все современные информационные технологии интуитивно строятся на базе законов диалектической логики, и в это же время идеологи метафизики продолжают громогласно утверждать, что никакой диалектической логики не существует – она, видите ли, если и есть, то это лишь логика "тоталитарного мышления".

На самом же деле тоталитарно-плоским мышлением является как раз метафизическая идеология, созданная Аристотелем, и дожившая до наших дней. Метафизика, неспособная видеть реалии Мира, - это философия и логика формальнологической казармы с математикой не выше 5 класса, которая продолжает и сегодня зомбировать сознание.

ЖТДФМ, №1, сайт http://www.matdial.narod.ru/in1.htm

Сайт создан в системе uCoz